Детский сад №130 город Краснодар
Консультация для родителей. «Игра – как средство эмоционально – личностного развития ребенка».
Игру считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
Ни для кого не секрет, что в игровой форме гораздо легче проводить занятия. Однако, игра является еще и замечательным средством воспитания дошкольников.
Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Игры, имеющие характер соревнования, отлично формирует характер ребенка, его уверенность в себе и самооценку.
У ребенка появляется желание победить; игра учит его сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность.
Игры, которые требуют применения творческих навыков, отлично развивают воображение, фантазию, развивают креативное мышление.
Коллективные игры учат детей коммуницировать друг с другом, учитывать интересы и потребности окружающих. Например, ролевые игры (спектакли, сценки из любимых сказок) отлично увеличивают словарный запас детей, их творческие и организаторские способности.
В таких играх чаще всего проявляются лидерские качества дошкольников – непременно кто-то один или несколько руководят действиями остальных.
В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых малышей игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.
Иногда мы сами не подозреваем, что используем игру в воспитании и обучении. Уверена, что большинство мам при обучении малыша буквам стараются облегчить их запоминание при помощи, например, ассоциаций. Например, «девять – с хвостиком кружок», «буква П – две палочки и мостик». Все это пример игровой формы обучения.
Более подробно хочу остановиться на театрализованных играх.
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка.
Характеристика основных видов театральных игр.
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима).
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.
Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как сочувствие, сопереживание) .
С помощью игр вы, безусловно, привьете ребенку любовь к получению знаний, покажете правильные модели поведения и отношений. Поучиться ребенок успеет в школе, а обучаясь в ходе игры, малыш даже не подозревает о том, что чему-то учится.
Совместные игры укрепляют отношения между детьми, способствуют формированию детского коллектива, появлению друзей и подруг.
А вы используете игры в воспитательных целях?
18 сентября 2016 в 12:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.